Способствовать людям добиться большего,

чем они считали возможным

(044) 568-01-69

(068) 868-46-09

(095) 605-87-80

info@consult-dnd.com.ua

  • Скрипты продаж
  • Книга продаж
  • Консалтинг продаж
  • Кадровый консалтинг
  • Стратегический консалтинг
  • Финансовый консалтинг
  • Маркетинговый консалтинг
  • Операционный консалтинг
  • Логистический консалтинг
  • Производственный консалтинг
  • Подбор персонала
  • Обучение персонала
  • Аудит деятельности
  • Маркетинговые исследования
  • Факторы успеха
  • Управление изменениями
  • Системный бизнес
  • Программы лояльности
  • Поставщики
  • Показатели KPI
  • Передача управления
  • Направление развития
  • Корпоративные стратегии
  • Корпоративная культура
  • Конкуренты
  • Конкурентная разведка
  • Клиенты
  • Внутренние патологии
  • Бизнес-модель
  • Система управления
Главная  /  Знания  /  Статьи  /  Управление  /  Точилка для бизнес-модели

Точилка для бизнес-модели

« Назад

28.02.2014 02:03

Изменение бизнес-модели и каждого отдельного подразделения компании целиком зависит от руководителя. Он и его топ-менеджеры должны задуматься над следующим вопросом: какой самый простой рецепт получения прибыли в нашем рыночном сегменте? Ответ о факторах ценности должен быть предельно ясным, а руководитель — предельно честным, когда речь идет о пробелах в факторах формирования ценности.
Я уверен, что бизнес-моделирование связано с упрощением бизнеса до прочной и прибыльной модели, которая показывает, на каких уровнях происходит формирование ценности. Такая модель является сфокусированной и компактной, поэтому, чтобы ее понять, достаточно одной диаграммы. Я люблю следующее определение модели — это «рецепт приумножения денег». Например, компания Apple обладает отличным рецептом зарабатывания денег, который составляет суть ее успешной бизнес-модели.
Пока я работал в Swissair, бюджетные авиалинии были моей самой любимой бизнес-моделью, реализованной в Southwest Airlines. Это было просто поразительно — их операционная прибыль постоянно превышала прибыль традиционных авиалиний в пять раз. Они работали на том же рынке, летали теми же самолетами, предлагали дешевые билеты, но их рецепт успеха был все равно лучше в пять раз. Я начал искать ответ.


Дешевая ценность


Как-то у меня появилась возможность изучить работу авиалиний EasyJet и пообщаться с их харизматичным руководителем Стелиосом Хайлоаноу. Головной офис компании размещен в нескольких контейнерах рядом с железной дорогой, ведущей к аэропорту Лутон (пригород Лондона). Это полностью отражает бизнес-модель компании. Все дело в том, что у ее лидера есть очень четкое понимание шести факторов формирования ценности. Он делал все возможное, чтобы вся и все было согласованно с этой моделью. Одним из ключевых факторов успеха модели лоукостера являются упрощенные бизнес-процессы. В EasyJet все было максимально упрощено. В то время как другие авиалинии пользовались услугами сотен экспертов, чтобы увеличить доход от продажи авиабилетов, в EasyJet наняли на полставки студента со стареньким компьютером Dell, который работал над таблицами в Excel прямо в общежитии. Дело в том, что менеджеры Stelios во всех своих действиях делали акцент на формировании ценности за счет ключевых факторов. Они были в курсе всех взаимосвязей в рамках бизнес-модели и знали, как один фактор зависит от другого, как сформировать оптимальный результат.

Это стало началом моей работы над методологией бизнес-модели, результаты которой я теперь использую, консультируя компании. Данная методология отталкивается от простого видения, что лучшие бизнес-модели основаны на сочетании таких факторов, как предложение ценности, цепочка ценности, сохранение ценности (см. рисунок). Главный принцип означает: суть предложения ценности в том, как создать наилучший продукт на рынке. Смысл цепочки ценности заключается в том, как создать ценность по наиболее низкой цене. В свою очередь суть сохранения ценности в том, как защитить прибыль от падения из-за конкурентов или поставщиков. Это коротко о главном. Более подробно читайте в журнале Компаньон, № 43 от 30 октября 2009 г. Но нужно помнить, что верхом мастерства считается способность определить ключевые факторы ценности конкретной компании, и что еще сложнее — объединить их в рамках одной оптимальной схемы. В идеале ключевые факторы сами объединяются в виде саморазвивающейся системы. Одним из примеров такой системы является так называемый эффект сети, благодаря которому успешно развиваются многие модели бизнеса в Интернете. Среди них можно назвать веб-аукционы, где ключевой фактор формирования ценности — база потребителей. Чем больше пользователей зарегистрируется на сайте, тем более привлекательным он станет для новых пользователей, которые хотят продать тот или иной товар, что еще больше увеличит их базу ресурса. В то же время стоимость привлечения на сайт одного пользователя снижается, вследствие чего появляются свободные средства на приобретение конкурирующих сайтов-аукционов и их пользовательской базы. В конечном итоге это обеспечивает рост прибыли и базы пользователей, а также блокирует вход на рынок конкурентов. Похоже на вечный двигатель, не так ли?

Другой пример — компания Apple, которая у всех на слуху, за последние пять лет выросла в пять раз, сохраняя высокий уровень операционной прибыли. А все благодаря ее бизнес-модели. Стив Джобс — мастерский игрок на поприще бизнес-моделей. Его предложение ценности всегда на порядок выше, чем у конкурентов. У него необычайно бережливая и масштабная модель формирования цепочки ценности, и он изобретает различные способы ее сохранения. Например, целая «экосистема» интегрированных бизнесов, состоящая из i-tunes и App Store и т. д. Это эффективно блокирует деятельность конкурентов даже в случае появления новых направлений предложения ценности. Превосходно!
Конечно, это не значит, что бизнес-моделирование — путь, подходящий только для крутых высокотехнологичных компаний. На данный момент у нас есть опыт заточки моделей в разных сферах деятельности, среди которых целлюлозная промышленность, производство потребительских товаров, упаковка товаров, транспорт, банковское дело.
Бизнес-моделирование — это современный тренд в бизнесе, вытесняющие классическое стратегическое планирование. Оно позволяет компании за короткий срок сформировать более четкий и эффективный стратегический фокус и дает ей возможность быстро перестроиться.



Категории статей