Способствовать людям добиться большего,

чем они считали возможным

(044) 568-01-69

(068) 868-46-09

(095) 605-87-80

info@consult-dnd.com.ua

Главная  /  Знания  /  Новости экономики  /  Предприниматель не должен бояться

Предприниматель не должен бояться

« Назад

15.04.2014 23:53

 

О разнице и сходстве

 

Между тем различия в отношении к предпринимательству, естественно, существуют. Прежде всего это сама идея человека, который работает на себя, идея независимости человека. Она близка странам Западной Европы, там наличествует ярко выраженное позитивное отношение к самозанятым, независимым работникам. Еще более высокий уровень поддержки предпринимательства в США.

Впрочем, сам по себе вопрос, каким образом мы воспринимаем идею самозанятости, довольно прост. Куда интереснее копнуть поглубже, посмотреть, например, что мотивирует людей заниматься своим собственным бизнесом?

Сейчас можно уверенно сказать, что желание воплотить в жизнь свою мечту, стать хозяином своей судьбы, сбалансировать свою личную жизнь являются главнейшими мотиваторами для занятия предпринимательством в США и Западной Европе.

Желание заработать больше денег не является основной мотивацией в США, но немного более значимо в Западной Европе и доминирует в Восточной Европе, в частности в Украине. В целом, в Европе материальные факторы мотивации чрезвычайно важны. Американцы же куда более идеалистически настроены.

Но главный вопрос, учитывая отношение к предпринимательству, различия в мотивации, — сколько людей делают первые шаги и начинают заниматься собственным бизнесом?

И вот здесь стоит сказать об очень интересном явлении — это разрыв между желанием иметь свой бизнес, стремлением к нему и тем, сколько людей на самом деле начинают заниматься предпринимательством. В Соединенных Штатах этот разрыв очень небольшой.

Можно сказать, что те, кто мечтает, — делают, воплощают свою мечту. В Европе он несколько больше. А вот в Восточной Европе, и в частности в Украине, разрыв очень велик.

Почему же так сложилось, и о чем это говорит? Как минимум, о двух вещах. Во-первых, о влиянии образования и культуры. В Западной Европе и особенно в США система образования с раннего детства направлена на формирование положительного отношения к предпринимательству, к собственно идее самозанятости.

Во-вторых, американцы немного иначе смотрят на жизнь. Каждый считает, что должен делать свое дело для себя и для общества. Как говорил когда-то Джон Фитцджеральд Кеннеди, не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты может сделать для страны.

Ну и, в-третьих, еще один немаловажный фактор — страх провала. Именно это удерживает многих людей от первого самостоятельного шага к открытию собственного бизнеса, особенно в Европе, а еще чаще в Украине.

Американцы, как правило, не имеют такого страха. Они не боятся. В Америке это нормально, если ты открываешь бизнес, не добиваешься успеха, банкротишься, поднимаешься и начинаешь все снова.

Считается, что ты просто получаешь новый жизненный опыт. А вот если в Европе кто-то стал банкротом — это катастрофа. Человек выбывает из игры.

Это совершенно неправильно. Вот почему Еврокомиссия предложила целую серию инициатив, призванных изменить законодательство, создать структуры, которые помогут предпринимателям и простым гражданам оправиться после банкротства и вернуться к активной деятельности. Яркий пример изменений — Ирландия.

Если человеку не повезло и он обанкротился в этой стране, ничего страшного не происходит, его деятельность может быть заблокирована максимум на год. Уже сейчас мы можем наблюдать, что в Ирландии люди более решительно входят в бизнес, перестают бояться провала, рискуют, выигрывают и побеждают.

 

Культура и образование

 

В своем исследовании Amway не касалась вопроса религии, но от себя могу отметить, что люди, которые чувствуют, что они на этой планете находятся не просто так, а с какой-то миссией, более склонны к предпринимательству. Вообще, влияние культурных традиций на отношение к предпринимательству очень значимо.

Мы воочию можем наблюдать, что некоторые культуры стимулируют людей к активному способу жизни, они любят вести переговоры, любят договариваться и торговаться. Например, те же турки.

Важным фактором является то, что в определенных странах люди мало доверяют государственным институтам, зато они самой жизнью обучены самостоятельно заботиться о себе и своих потребностях. Такие люди более открыты к проявлению инициативы и организации собственного бизнеса.

Особо хочу подчеркнуть, что в Восточной Европе вообще и в Украине в частности отношение к предпринимательству меняется очень интенсивно. Многие годы Украина и страны Восточной Европы находились под коммунистическим режимом, который подавлял предпринимательство.

Чтобы дать ему возродиться, нужно время, возможно, должно смениться целое поколение. Но изменения уже идут. В современном мире вы можете легко перенимать опыт другой страны, важную роль играет также нежелание ждать — люди видят, что другие страны развиваются быстро. Они не хотят отставать — это лучшая движущая сила.

В этом смысле Украина — одна из самых интересных стран, где поддержка идеи ведения самостоятельного бизнеса стремительно растет. Я могу уверенно сказать, что ни в одной стране Европы мы не наблюдали такой постоянной и положительной динамики отношения к идее самозанятости.

Причем во всех аспектах — от восприятия самой идеи до реализации и активного ведения бизнеса. И даже в таком деликатном вопросе, как идеалистичные представления. Правда, пока материальные и финансовые аспекты превалируют, но мы видим, как повышается ценность предпринимательства как возможности самореализации.

Мы видим, что люди мотивированны, они горят желанием начать собственный бизнес, стать независимыми и работать на себя. Они готовы трудиться и для того, чтобы зарабатывать деньги, и для того, чтобы сделать общество лучше. Постепенно приходит понимание, что большие деньги — это не главная движущая сила в бизнесе.

Ведь сколько нужно денег, чтобы начать бизнес? Количество идей для реализации, для которых необходимы миллионы, — мизерно по сравнению с тем, сколько бизнес-идей реализуется в мире. Зачастую можно сказать, что ссылки на отсутствие стартового капитала как на причину отказа от первого шага к предпринимательству, скорее, являются просто оправданием, отговоркой.

Человек, который готов заниматься своим бизнесом, — это человек, изначально готовый к риску. Поэтому когда мы обращаем внимание на базовые факторы, влияющие на решение начать бизнес, то понимаем, что дело не в деньгах. Для открытия своего дела понадобится не так уж много денег. Важнейшее значение имеет желание стать самозанятым, начать работать на самого себя.

Поэтому самое главное и самое важное, что может сделать правительство, чтобы помочь людям, — это облегчить начальную фазу вхождения и выхода из бизнеса. Сделать так, чтобы процедуры были простыми и понятными, чтобы они постоянно не менялись. Необходимо оказать поддержку предпринимателям на этапе начала реализации бизнес-проекта.

Такие программы активно используются и в Европе, и в США, разница лишь в том, что в Америке большинство этих программ частные, а в Европе активную роль играет государство. Они могут выделять даже какие-то финансовые ресурсы, чтобы помочь людям заняться бизнесом.

Большую активность в поддержке бизнеса проявляют университеты. В пропаганде идеалов предпринимательства очень важен пример людей, имеющих опыт основания бизнеса, тех, кто начинал бизнес в обычном гараже или в подвале.

Необязательно это должны быть предприниматели калибра Стива Джобса. Очень многие люди имеют опыт, и хорошо, когда они им делятся. Как говорится, пример заразителен.

 

Вопрос гендера

 

Наше исследование свидетельствует, что украинские женщины зачастую более склонны к предпринимательству, чем мужчины. То есть они готовы самостоятельно определять свою жизнь.

Женщины изначально больше думают о той роли, которую они хотели бы играть в этой жизни, — стать матерью, женой, реализовать себя. Женщинам приходится думать, как сбалансировать свои устремления: заработать денег, быть матерью.

После таких размышлений часто становится ясно, что лучший выход — это основание собственного бизнеса. И это не говорит о том, что они хотят работать меньше! Украинки просто стремятся стать хозяйками своего времени. Зачастую, начав бизнес, они работают больше, но уже сами распоряжаются своим временем.

Что касается мужчин, то, как оказалось, они более уверены в своих возможностях и силах начать бизнес. Женщины лучше понимают все проблемы и риски, с которыми могут столкнуться как предприниматели, поэтому ведут себя осторожнее и осознаннее мужчин.

Отдельно хочу отметить, что в маленьких городах предприниматели, основавшие свое дело, каким бы оно ни было, очень часто становятся столпами, на которых держится общественная жизнь населенного пункта. Эти люди — незаметные герои; они много работают, несут большие риски, но помогают сообществу строить более качественную и комфортную жизнь.

Они обладают средствами и ресурсами, которыми могут помочь и помогают. Да, успешные предприниматели могут больше зарабатывать, но они и отдают своей общине больше, чем кто-либо. И главная задача мудрого общества и цивилизованного государства — поддержать дух предпринимательства, и тогда у всех будет шанс на успех и лучшую жизнь.